ветлугина музыкальное развитие ребенка

Англійська мова 6 клас робочий зошит светлана мясоедова ребенка ветлугина развитие музыкальное урок класифікація і фізичні властивості кислот.

Система музыкального воспитания Ветлугиной. Задачи и содержание программы музыкального воспитания. Разработка Н.А. Ветлугиной системы музыкального воспитания для детей дошкольного возраста, применяемой в детских садах. Виды и формы организации музыкальной деятельности детей. Музыкальный букварь. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже. Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка. Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры — т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» (4). Н.А Ветлугина разработала систему музыкального воспитания для детей дошкольного возраста, которую активно применяют в детских садах. Целью программы является развитие у ребенка общей музыкальности. Музыкальность — это усвоенный музыкальный опыт, способы усвоения опыта, а также способности, выступающие как результата усвоения детьми обобщенных способов музыкальной деятельности. Музыкальность у детей — это комплекс способностей, содействующих успешному проявлению активной музыкальной деятельности в доступных формах. Интерес к музыке и достаточно развитый музыкальный слух, говорят о музыкальности ребенка

Музыкальность формируется через музыкальную деятельность детей. Существуют способности, наличие которых необходимо ребенку для выполнения конкретной деятельности — слушания, исполнения, творчества. Такими способностями являются: 1)способность целостного восприятия музыки (внимательное слушание и сопереживание художественного образа в его развитии) и дифференцированного (различение средств музыкальной выразительности); 3)способности, проявляющиеся в творческом воображении при восприятии музыки, в песенных, музыкально игровых танцевальных импровизациях. 1. Целостное и дифференцированное восприятие того или иного произведения, ориентировка в нем. Целостное восприятие предполагает правильную эмоциональную реакцию на общий настрой песни или пьесы. Ребенок следит за развитием художественного образа, выраженного комплексом музыкальных средств в определенной форме. Неоднократное прослушивание позволяет воспринимать мелодию дифференцированно, улавливать количество ее характерных черт. Эти умения помогают улучшать качество собственного исполнения.

3. Художественное исполнительство. Детям доступно умение проявить свое отношение к исполняемому произведению; непринужденность, естественность действий во всех видах музыкальной деятельности; относительная точность певческих и музыкально — ритмических навыков. Воспитывать устойчивый интерес и любовь к музыке, закладывать основы музыкального вкуса, развивать стремление совместно исполнять песни, пляски, развивать нравственные качества, эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности и память. 2. Развивать способность восприятия и исполнительства: целостное и дифференцированное восприятие, певческий голос, слуховой самоконтроль, выразительность пения, образность и ритмичность движений, умение играть в ансамбле на различных инструментах. Знакомить с простейшими сведениями о характере музыки, ее развитии, изменении, о сходных и контрастных построениях, выразительных средств, о наличии высоких — низких, долгих — коротких звуков. Первым и ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание — восприятие. Слушание складывается из следующих действий: Вторым видом музыкальной деятельности является детское исполнительство. Пение является массовым и доступным видом исполнительства. Песня — ценное средство нравственно- эстетического воспитания благодаря единству музыкального и литературного текста. Еще одним видом является ритмика. Музыкально — ритмическая деятельность условно делиться на две группы: восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств и движений. Первая группа действий связана с целостным восприятием музыки, которое постепенно дифференцируется, становиться более точным. Ребенок выделяет отдельные наиболее яркие средства — регистры, динамические, темповые нюансы, метрическую пульсацию, структуру произведения и т.д. Вторая группа действий направлена на освоение двигательных навыков в процессе музыкальных игр, хороводов, танцев. При этом используются различные движения: из области физических упражнений, танца. Все музыкально — ритмические движения выполняют общую задачу — добиться слитности характера движения и музыки. Музыкальные игры — ведущая форма организации ритмических движений. В основе игры чаще всего музыка, которая подсказывает ход действий сюжетной игры, музыкальную характеристику персонажей. Хороводы чаще всего проходят под народные песни. Танцы построены на зафиксированных движениях в определенной последовательности и построении (пары, круг)- состоят из знакомых элементов движений, которые повторяются на припев. Игра на детских музыкальных инструментах. Сначала детей знакомят с различными инструментами, называют их, обращают внимание детей на тембровую окраску, объясняют расположение высоких и низких звуков, показывают приемы игры. Постепенно в самостоятельной деятельности дети осваивают приемы игры. Дошкольникам доступны такие исполнительские качества как: выразительность воспроизведения, умение проявить свое отношение к исполняемому произведению; непринужденность, естественность действий во всех видах музыкальной деятельности; относительная точность певческих и музыкально — ритмических навыков. Третий вид деятельности — детское музыкальное творчество. В пении это импровизация простейших мотивов, придумывание своих мелодий на заданный текст. Танцевальное творчество проявляется в умении комбинировать знакомые элементы танца, создавать собственные движения, придумать простой танец. Четвертым видом является изучение элементарных сведений о музыке. Этот вид деятельности не включен в программу детского сада. Сюда включены сведения, как общего, так и специального характера. Первая группа сведений дает понять детям, что музыка всегда отражает определенные чувства, мысли, она как бы повествует о чем — то и поэтому так различна по своему характеру, настроению. Детям сообщается, что музыку создают композиторы, народ. Ф ронтальные занятия со всей группой детей. Оно предусматривает следующую последовательность детской музыкальной деятельности: в начале занятия музыкально — ритмические упражнения, вслед за ними слушание музыки, затем пение и после этого музыкальная игра или танец. 2) Устанавливать преемственность развития музыкальных способностей в процессе приобретения навыков, знаний, усвоения музыкальных произведений; Индивидуальные музыкальные занятия с детьми строятся на основе тщательного изучения педагогом возрастных и типологических особенностей детей, анализа их поведения и деятельности в коллективе, учета уровня их физического, умственного и эстетического развития, эмоционального жизненного тонуса. Педагог — музыкант учитывает особенности каждого ребенка и создает ему условия для развития, оказывает индивидуальную помощь, обучает и воспитывает ребенка. Музыкальные занятия с небольшими группами проводятся с детьми, у которых недостаточно развиты музыкально слуховые представления, музыкально — ритмическое чувство, с застенчивыми детьми, которые могут проявлять себя творчески, но боятся коллектива.(3) На них решаются задачи музыкально — сенсорного развития детей, обучения различным способам выполнения музыкальных заданий по пению, творческие музыкальные задачи. По каждой возрастной группе имеется краткая характеристика психофизических особенностей детей и определены задачи нравственного, умственного и эстетического и физического развития. Общими требованием по всем возрастным ступеням является воспитание любви, интереса к музыке, эмоциональной отзывчивости, а так же развитие музыкальных и творческих способностей. Задачи, последовательно усложняются, т.е.

используется концентрический способ построения программы. Советовала использовать народное творчество, его фортепианную обработку и произведения композиторов, написанные на национальной основе. Классическая музыка так же представлена в репертуаре программы. Известно, что композиторы — классики проявили большой интерес к созданию произведений для детей: Чайковский.П. «Детский альбом», Шуман Р. «Детские сцены», Мусоргский М.П.

«Картинки с выставки» и т.д Для занятий ритмикой используется, в основном народная музыка и музыка, написанная для детей советскими композиторами.(2) Для исполнения оркестром Н.А.Ветлугина рекомендует использовать произведения, выученные ранее из программы по пению, слушанию или ритмике. Для более полного восприятия произведения детьми автор рекомендует использовать наглядность. если речь идет о литературном произведении(стихи, цитата из текста песни) или о фрагментах из самого музыкального произведения, то можно говорить о слуховой наглядности, ибо она обращена к слуху ребенка. При этом желательно использовать технические средства, пластинки, магнитофонные записи. Для зрительной наглядности могут быть применены различные наглядные пособия — литературный текст, условные обозначения, карточки, соответствующие характеру пьесы, движению мелодии. Рекомендуется одно произведение слушать несколько занятий подряд, с каждым прослушиванием акцентируя внимание на форме произведения, средствах выразительности, ритме и т.д. В разделе пение на музыкальных занятиях акцентируется внимание на использовании попевок — упражнений, многократное повторение которых развивает правильность и чистоту интонирования. Н.А.Ветлугина считает, что для полноценного восприятия музыки необходимо обучать дошкольников пению по нотам. Методика обучения пению по нотам изложена в «Музыкальном букваре».(4) Книга состоит из четырех разделов. Первый раздел — донотный. Он содержит задания и упражнения, направленные на различение ребенком высоких и низких, долгих и коротких звуков, движение мелодии вверх и вниз. Все это ребенок усваивает на слух. Помещенные здесь картинки дают наглядно- зрительное представление. Второй раздел- букварь. Дети знакомятся с написанием и расположением нот и приучаются петь по нотам. Они получают самые простейшие сведения; узнают несколько нот, знакомятся с восьмыми и четвертыми длительностями. К каждому заданию нужно возвращаться несколько раз, только тогда усвоение нового материала будет прочным и устойчивым. В третьем разделе — помещены простейшие песни. Их дети поют уже по нотам. Разучивая песню, ребенок сначала называет ноты, длительности. Затем взрослый дает первый тон. Дети исполняют песни сначала по нотам, а затем со словами. Все упражнения в букваре даны на звуках ФА первой октавы — ДО второй октавы.

Четвертый раздел — (приложение)- «Нотное лото». В этом разделе даны игры, которые помогут ребенку в интересной для него форме освоить все то, что он уже выучил по книге. Книга написана для детей и родителей. Каждая левая страница предназначена для взрослого, каждая правая — для ребенка. Занятия должны быть систематичны, и по времени не превышать 15 минут. Вторая задача — развивать у детей способность различать и пропевать соседние звуки, идущие вверх и вниз. Дети знакомятся со звукорядом. Третья задача — постепенное ознакомление с различием звуков по длительности.

Понятие о длительности дается в самой простой форме, по аналогии с различными явлениями.(1) Таким образом, мы рассмотрели систему музыкального воспитания, предложенную Ветлугиной Н.А., и пришли к выводу, что занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка. Подобные документы. Теоретический анализ проблемы восприятия музыкального произведения в трудах отечественных исследователей. Аксеосфера музыкального искусства и ее влияние на развитие личности. Сущность и особенности восприятия музыкального произведения. Теоретические основы организации развития музыкального вкуса у младших школьников.Взгляды ученых на проблему развития музыкального вкуса. Своеобразие музыкальных стилей и направлений.

История возникновения техно – музыки.

Краткий курс музыки House. Эволюция эстрадного искусства: появление комических опер и варьете, их трансформация в развлекательные шоу. Репертуар эстрадно-симфонических оркестров. Определение основных факторов, влияющих на искажение музыкального вкуса современных подростков. Восприятие музыкальных произведений. Трудности в умении сравнивать объекты музыкального мира. Тембры звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра. Мыслительный процесс дихотомического плана. Выявление характера музыкального произведения. Определение понятий «эстетика», «нравственно-эстетическое воспитание», «музыкальное искусство». Проведение экспериментальной работы по изучению формирования нравственно-эстетического вкуса детей 6-7 лет в процессе певческой музыкальной деловитости. Социокультурные аспекты истории развития музыкальной педагогики. Музыкальные формы и развитие музыкальности. Специфика подбора музыкального материала к урокам классического танца. Музыкальность в хореографии. Задачи и специфика работы концертмейстера. Способности как психолого-педагогическая категория. Виды музыкально-ритмической деятельности: движение под музыку, умение передавать различные средства музыкальной выразительности. Содержание программы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста. Библиотека старых советских учебников по Музыке и Пению. СОДЕРЖАНИЕ. КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ? СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ.

Скачать бесплатный учебник СССР — Методика музыкального воспитания в детском саду (Ветлугина) 1982 года. Скачать. Форми рование нового человека — одна из главнейших задач современного советского общества. На XXVI съезде КПСС Л Брежнев подчеркнул: «Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь. Незаменимую роль в воспитании человека играет искусство.

Леонид Ильич призывает мастера искусства: «Жить интересами народа, делить с ним радость и горе, утверждать правду жизни, наши гуманистические идеалы, быть активным участником коммунистического строительства — это и есть подлинная народность, подлинная партийность искусства» Музыкальное искусство способно воздействовать на чувства человека, побуждает к сопереживанию, формирует стремление к преобразованию окружающего. Влияние музыки неповторимо, ничем не заменимо. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важнейшую социальную функцию. Дошкольное детство — пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Цель музыкально-эстетического воспитания обосновывается общественными требованиями развитого социалистического общества и направлена на максимальное удовлетворение нужд и, интересов ребенка.

Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионально го мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника. Вот почему придается такое большое значение всестороннему развитию педагога, его приобщению к миру музыкального искусства, которое оказывает незаменимое влияние на его духовное обогащение и творческое отношение к окружающему. Комплекс предметов музыкального цикла, входящих в программу дошкольных педагогических училищ, развивает способность чувствовать и понимать музыку, учит творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с детьми. Важно не только понимать и любить музыку, научиться выразительно, стройно петь в хоре, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на инструменте. Самое существенное — развить стремление и способность применить свой музыкальный опыт в во спита ни и детей.

Все музыкальные дисциплины способствуют осуществлению этой задачи. В этом особое назначение методики музыкального воспитания. Коммекспредметов музыкального цикла, входящих в программу дошкольных педагогических училищ, развивает у учащихся способность чувствовать и понимать музыку, учит их творчески применять полученные знания и умения в повседневном Общении с детьми. 1, В первом (главы I — 111) раскрываются значение и задачи музыкального воспитания дошкольников, особенности проявления у детей способностей к во с приятию музыки, методы воспитания и обучения, содержится анализ музыкальных произведений Во втором (главы IV — VII) излагается методика работы с детьми во всех возрастных группах по видам музыкальной деятельности: слушанию музыки, пению, ритмике, игре на детских инструментах. В третьем (главы VIII, — XII) даны формы организации детской музыкальной деятельности:, занятия, праздники, развлечения, а также приводится характеристика обязанностей педагогического персонала, планирование и учет работы по музыкальному воспитанию детей. В учеб ник вх одят различные вспомогательные материалы. В конце каждого раздела указан список литературы, которая рекомендуется для лучшего освоения содержания курс а методики. Каждая глава заканчивается вопросами и заданиям. Вначале изложены вопросы, требующие умения анализировать и обобщать основные положения текста.

Далее следуют задания, выполняя которые необходимо проявить самостоятельность и творчество. Все это позволит судить о степени усвоения матери ала.

В конце книги дано приложение «Словарь музыкальных терминов. Он составление на основе различных справочных материалов и включает небольшие подразделы: «Элементарная теория музыки», «Вокально-хоровое искусство», «Танец». Словником пользуются при изучении материала соответствующих разделов. Он невелик по объему, но содержит термины, наиболее часто встречающиеся. Пояснения терминов отличаются краткостью и популярностью. Термины, которые не вошли в словарь, но встречаются в учебнике, разъясняются в тексте. Прежде всего ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ — это выливается в торжественные и радостные звуки музыки- поет солдат в походе — песня придает особое бодрое настроение, организует шаг; мать скорбит о погибшем сыне — печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает человека всю жизнь. «Какой интересный материал!. Ведь на этом материале можно было бы написать прекрасное исследование о чаяниях и ожиданиях народных», — сказал Ленин о сборнике русских крестьянских песен. Музыкальные произведения отражают страницы истории. В дни Великой Отечественной войны родилась одна из лучших песен того времени — «Священная война». Александрова. Она объединяла советских людей в их суровой, непреклонной решимости вести борьбу до полной победы. В осажденном Ленинграде. Шостакович создает знаменитую Седьмую симфонию. В ней осуждается величайшее зло, которое несет фашизм. «Не люблю про себя такие слова говорить, но это была моя самая вдохновенная работа»2, — вспоминал композитор. Ему принадлежат и такие слова: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе — музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что ее принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая. Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга». В этом другая особенность музыки — объединить людей в ед и -ном переживании, стать средством общения между ними. Воспринимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определеннЫй отклик в душе другого. Великий русский композитор П Чайковский говорил: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору» И дальше: «Может быть, никогда в жизни не был польщен и тронут в своем авторском самолюбии, как когда Лев Николаевич [Толстой], слушая andante моего квартета и сидя со мной, залился слезами.Л. Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.

Третья особенность музыки, по выражению. Шостаковича, «прекрасный своеобразный язык». Сочетая выразительную, яр кую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает свое мироощущение, Свое отношение к окружающему. Такими произведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их. Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет.

И в этом еще одна ее особенность. Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, слушать внимательно, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем и их завершение. Восприятие слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки.

Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». П ос те п енно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными.

Еще одна интересующая нас особенность музыки — воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребенок сосредоточивается, затихает. Но вот раздается бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания. Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству — необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей. Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка.

Чтобы о на выполнила эту важную функцию, надо, развивать у ребенка общую музыкальность.

Каковы же основные признаки общей музыкальности?

Первый признак музыкальности — способность чувствовать характер, на строение музыкального прои заведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить. Услышав по радио печальную песню в исполнении взрослого, мальчик сказал: «дядя о своем горе поет». Значит, ребенок почувствовал настроение песни, передающей душевное состояние человека. В торой признак музыкальности — способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, н а правленного на те или иные средства выразительности. На пример, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низки й, тембровое звучание рояля и скрипки и т), различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, три части в пьесе и т), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный характер запева и энергичный, подвижный — припева). Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим ж желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса. (.) Фронтальные занятия со всей группой детей. Четвертый раздел- (приложение)- «Нотное лото». Музыкальное развитие дошкольников. «Только музыка имеет силу формировать характер…При помощи музыки можно научить себя развивать правильные чувства.» сквозь века верна истина древнегреческого философа и ученого, ученика Платона и учителя Александра Македонского – Аристотеля. Музыка — относится к одному из самых действенных и богатейших средств эстетического воспитания, воспитывает вкус, формирует чувства. Музыка обладает невероятной созидательной силой эмоционального воздействия, все, что неподвластно слову, не находит в нем своего выражения — находит отражение в музыки. Давно подмечено, что постоянное общение с музыкой пробуждает в человеке острую наблюдательность не только к звучанию природы, но и развивает умение ассоциировать различные явления окружающего мира. Важно! Детство – период, когда ребенок особенно сильно привязан к дому, семье и те ценности, которые признают его родители – становятся важнейшими и в его жизни. Что значит, прежде всего, мы сами должны быть заинтересованы во всестороннем развитии ребенка, и в том числе музыкальных его задатков. Необходимо развивать, формировать у ребенка культуру восприятия музыки, творческую активность и эмоциональную отзывчивость. Именно дошкольный период является наиболее сензитивным, и если не заниматься развитием, то природные задатки останутся так и нереализованными. Как развить музыкальные способности? Для решения поставленной задачи, от нас родителей не так уж и много требуется – всего лишь помочь развиться врождённому умению малыша слушать и слышать, используя для этого всевозможные методики и развивающие программы. Методика Железновых. Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с мамой». Ими выпущено много разнообразных аудио и видеодисков с веселой музыкой, красивыми мелодиями, простыми песенками, ярким исполнением, направленных на развитие музыкальных способностей и абсолютного слуха малышей практически с самого их рождения. Методика «Музыка с мамой» пользуется популярностью во многих странах мира. Зародилась она в начале 90-х годов прошлого столетия. Первоочередной ее целью было выявить и развить музыкальные способности детей 3-5 лет, с дальнейшей подготовкой в музыкальные школы.

Организовывались занятия, на которых ребята пели и одновременно играли по нотам на клавишных инструментах.

И тогда-то возникла острая потребность в тематических материалах, по которым можно было бы, проводить занятия с детьми более раннего возраста. Железновы – Сергей Станиславович — педагог с консерваторским образованием и его дочь Екатерина Сергеевна – по специальности дирижер, музыкальный руководитель тогда – то и стали сами сочинять игровые веселые песенки, разрабатывать музыкальные упражнения, в результате чего родилась известная нам всем и по сей день методика «Музыка с мамой».

Игра на развитие слуха — «Угадай, что звучит». Для этой игры вам понадобятся используемые в быту предметы, такие как: тарелка, кастрюлька, фарфоровая чашка и даже обычный стакан. Приготовьте обычный карандаш. Ну все, можно приступать! Возьмите карандаш за самый кончик – важно не заглушить звук, и постучите по каждому предмету по очереди, а малыш пусть наблюдает.

Далее попросите ребенка отвернуться, и постучите по любому предмету из вышеперечисленных: «а ну-ка, угадай-ка, что звучит!». Используйте периодически творческие задания типа тестов креативности Торренса. Креативность – выступает как один из показателей одаренности, она может характеризовать личность в целом или ее отдельные возможности. Поль Торренс занялся исследованием креативности в 1958 году, креативность им определялась как процесс появления чувственности к дефициту знаний – естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающий в ситуации неопределенности. Рассмотрение креативности как процесса, дает возможность выявить не только способности к творчеству, но и условия, стимулирующие этот процесс. Тест Нарисуйте картинку. В качестве основы рисунка берется овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Задание – дать название своему рисунку. Тест нацелен выявить самый важный показатель креативности – оригинальность, которая определяет степень творческого мышления тестируемого. А далее постарайтесь найти ребенку сверстника с такими же способностями – для ребенка очень важно иметь друга того же возраста и пола, имеющего не только схожие интересы, но и несомненно способности.

5. Делитесь с малышом разнообразными сведениями о музыке, тем самым вы обогатите его словарный запас образными словами и выражениями, которые характеризуют чувства. Но занимаясь музыкальным воспитанием, «не забрасывайте» и общее развитие. 6. Музыкальные игрушки и инструменты вызывают у детей огромный интерес. А знаете ли вы что, инициатором данного вида обучения был – Николай Афанасьевич Метлов — педагог, музыкальный деятель, один из основоположников дошкольного музыкального воспитания в нашей стране. Он разработал методику слушания музыки. Им же была проведена работа, по отбору высокохудожественных инструментальных и вокальных произведений выдающихся композиторов прошлого. Это он сделал акцент на том, что необходимо привлекать детей к восприятию выразительности тембра каждого инструмента, твердо настаивая, что со временем у ребенка выработается музыкальная отзывчивость. А я приглашаю вас на веселые нотки (онлайн видео), где юные музыканты овладевают навыками игры на металлофоне и мелодике, ложках и маракасах, синтезаторе и треугольнике, узнают основы нотной грамоты и создают маленький оркестр. Программа музыкального воспитания дошкольников Н.А. Ветлугиной. Цель программы — развитие у ребенка общей музыкальности, путем его музыкальной деятельности. Ветлугина выделяет 4 вида деятельности: Репертуар программы Н.А.Ветлугиной подобран на произведениях классиков. Данная методика предполагает также обучение детей пению по нотам. Музыкально–дидактические игры. Требование к играм – важно ее интересное и красочное оформление. Вырежьте яркие, забавные кружочки — ноты, и пропойте их с малышом все до одной. Затем организуйте игру «Музыкальный магазин» : ребенок — продавец, и его основная задача: продавая покупателю диск, воспроизвести мелодию своим голосом. От его попадания зависит, купят диск или же попросят другой. Цель игры – отработать чистоту звука и передачу оттенков исполнения. Такие игры очень увлекают детей, а вы играючи раскрываете таланты малыша. Игра «Где мои детки?» — разовьет умение различать звуки, разные по высоте. Детки с удовольствием ответят тоненьким голоском маме – кошечке, птичке или же уточке. При этом обязательно сочетайте музыкально – дидактические игры с элементами танцевальных движений.

Отзывы и комментарии. НАУЧНАЯ ШКОЛА Н ВЕТЛУГИНОЙ. кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва. Результаты, изложенные в статье, получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России № 27.7452.2017/8.9. Развитие науки в рамках научных школ — реалии времени [13]. Рассмотрим научное становление и деятельность основателя научной школы музыкального воспитания детей дошкольного возраста Н Наталья Алексеевна Ветлугина (1909—1995) — великий педагог-музыкант, чья концепция музыкального воспитания дошкольников по сей день остается ведущей в нашей стране. Имя Н Ветлугиной при жизни было внесено в энциклопедические словари [2, 3].

Главное дело ее жизни — создание системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Начав научную деятельность в 1940-е гг., Н Ветлугина, опираясь на научные достижения своих учителей, создала научную школу музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Заложила концептуальные, теоретические, методические основы системы эстетического воспитания дошкольников. Об ученом Н Ветлугиной принято говорить с точки зрения написанных ею научных работ. Наиболее полно и достоверно ее научные взгляды рассмотрены в статьях Л. Н. Комиссаровой,. Л. Дзержинской и М. Б. Зацепиной [10, 11]. Но на современном этапе перестройки устоев дошкольного образования, потока новых методик, репертуара и требований к массовому дошкольному воспитанию переосмысление опыта Натальи Алексеевны было бы своевременным. Убеждены, что научный путь ученого неразрывно связан с качествами его личности, ценностными установками, биографией. Помимо научной деятельности Наталья Алексеевна всю жизнь активно занималась общественной работой: член Президиума Института эстетического воспитания при Педагогическом обществе РСФСР, председатель комиссии по музыкальному воспитанию Научно-методического совета при Министерстве просвещения СССР, член экспертной комиссии Высшей аттестационной комиссии, член экспертного совета по эстетическому воспитанию при Президиуме Академии педагогических наук СССР, председатель редакционного совета при редакции дошкольного воспитания издательства «Просвещение», член редакционного совета издательства «Музыка». Н Ветлугина представляла Советский Союз на конгрессе Мировой организации по дошкольному воспитанию при ЮНЕСКО (Польша, 1977), была избрана членом Президиума дошкольной секции международной организации по музыкальному воспитанию детей и юношества (ИСМЕ). Рассказывая о своих современниках,

Разумный писал о Ветлугиной: «Облик многомерный и поливариантный, синтезирующий черты выдающегося первооткрывателя новой педагогики художественного развития ребенка, фактически используемой ныне в практике многих стран, воспитателя целой плеяды педагогов-исследователей системы дошкольного образования в России, равно как и далеко за ее нынешними пределами, от Латвии до Вьетнама, от Франции до Китая, доброго человека и верного друга» [15].

Фамилия Ветлугина, возможно, происходит от названия реки Ветлуги (левого притока Волги), несущей свои воды через несколько административных образований России и имеющей 6 притоков. Такая аналогия не имеет непосредственного отношения к Наталье Алексеевне, но напрашивается сравнение ее — ученого, музыканта и педагога — с полноводной рекой, питающей на протяжении многих десятилетий теорию и методику музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Наталья Алексеевна родилась. Рышково Курской губернии 6 (19) июля 1909 г. В 1910 г. семья переехала в Москву. Училась она много, почти всегда совмещая обучение с работой по специальности. Образование Натальи Алексеевны было разноплановым.

Оно позволило в дальнейшем охватить весь спектр детской музыкальной деятельности при построении теории и методики музыкального воспитания дошкольников, написании программ и составлении музыкальных сборников. Окончила московскую школу, Московский педагогический техникум им. Профинтерна по специальности педагог-воспитатель детских садов, музыкально-ритмическое отделение Физкультурно-ритмического техникума по специальности преподаватель ритмики и физкультуры в средних учебных заведениях. В 1936 г. поступила на музыкально-педагогический факультет Московской государственной консерватории им. П Чайковского, получив в 1944 г. квалификацию методист детского музыкального воспитания. Обучение в консерватории прерывалось из-за эвакуации в годы Великой Отечественной войны. В консерватории Наталья Алексеевна познакомилась с. Шацкой, работавшей заместителем директора по художественной части, а затем исполнявшей обязанности директора Московской государственной консерватории (1935—1939). Сохранились правила приема в Московскую государственную консерваторию на 1936/1937 уч. г. [14]. Все абитуриенты должны были выдержать вступительные испытания. Общие требования к уровню музыкальной подготовки на письменных и устных экзаменах были одинаковыми для всех специальностей. Они касались знаний в области элементарной теории, сольфеджио, гармонии, истории музыки, музыкальной литературы. Сравнительный анализ требований к владению фортепиано по специальностям детского музыкального воспитания, историко-теоретическим и дирижерско-хоровым показывает, что музыкальный уровень профессионалов, работающих с детьми в массовых образовательных учреждениях, не мог быть ниже, чем на других специальностях, включая исполнительские. Организаторы факультета полагали, специалисты, работающие в массовом музыкальном воспитании, должны владеть фортепиано на высоком уровне, читать с листа, транспонировать, подбирать аккомпанемент, знать музыкально-теоретические дисциплины, хорошо ориентироваться в специфике своей профессии. Показателен сам факт, подготовки специалистов по музыкальному воспитанию детей в консерватории. Насколько большой виделась миссия этого направления образования. После окончания консерватории Ветлугина была приглашена сотрудником научно-методического отдела дирижерско-хорового факультета Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. В 1944 поступила в очную аспирантуру Института теории и истории педагогики АПН РСФСР, успешно закончив ее в 1947 К началу обучения в аспирантуре Ветлугина имела шесть печатных работ. Первые шаги молодого ученого поддержала научный руководитель по кандидатской диссертации Валентина Николаевна Шацкая. Наталья Алексеевна всегда тепло отзывалась о своем учителе. В 1947 на III курсе аспирантуры Ветлугина сделала доклад «Основные требования к учебнику хорового пения для дошкольных педагогических училищ», подготовленный на основе материалов третьей главы диссертации «Система хоровой подготовки в дошкольных педагогических училищах». В докладе дано научное обоснование системы хоровой подготовки в педучилищах. Работая много лет в области обучения кадров, Ветлугина осознавала ответственность подготовки воспитателей в области художественного образования. Ею были сформулированы две основные задачи музыкальной подготовки будущих воспитателей детских садов: 1) научить чувствовать и понимать музыку, воспитать потребность ее восприятия; 2) развить исполнительские качества [9]. Эти задачи в целом охватывают весь процесс музыкального образования будущих педагогов: овладение элементарными навыками для успешной реализации педагогического процесса в дошкольном учреждении. В докладе сформулированы и обоснованы основные требования к учебнику «Музыка в дошкольных педагогических училищах».

Большое внимание Ветлугина уделяла тому, как сделать процесс обучения интересным для студентов. Ведущими принципами организации работы были систематичность, постепенное нарастание трудностей, осознанность. Она предлагала делить сложные музыкальные упражнения на более мелкие, а для самостоятельной работы студентам давать только выученные в классе упражнения. Последнее утверждение важно в педагогической работе с обучающимися без музыкальной подготовки, которых в педучилищах большинство. На занятиях студенты получали правильные образцы вокально-хоровой работы, что предупреждало негативные последствия от неправильного заучивания музыкальных текстов. Предложенная Ветлугиной в учебнике система давала учащимся средства для дальнейшей самостоятельной педагогической практики. В 1947 г., будучи аспирантом, Наталья Алексеевна пришла на работу в Институт художественного воспитания Академии педагогических наук РСФСР. Начала работать в должности исполняющего обязанности старшего научного сотрудника, а закончила в 1960 заведующим сектором художественного воспитания детей дошкольного возраста.

В 1960 перешла вместе с коллегами во вновь организованный Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания Академии педагогических наук РСФСР, руководимый Запорожцем, в лабораторию эстетического воспитания, которую ей было поручено возглавить. В 1956 по теме НИР Ветлугина работала над проблемой «Развитие художественных способностей в процессе музыкальных игр». В исследовании развитие способностей рассматривалось как неотъемлемая часть художественного воспитания. Был поставлен вопрос о возможности развития художественных способностей в дошкольном детстве, определены показатели свидетельствующие об их наличии, оптимальные педагогические условия. Первая способность касалась восприятия музыки в целом: эмоционально откликаться, чувствовать ритмическую выразительность музыки, художественный образ, выразительные средства. Вторая способность — выразительное движение под музыку, обнаруживающаяся в произвольности и ритмичности движений, двигательной увлеченности. Развитие третьей способности позволяло детям оценивать красоту музыки, проявлять музыкальный вкус (в соответствии с возможностями возраста), различать характер и форму музыки и др. Материал рецензировал М. Теплов, сделавший ряд существенных замечаний. В 1957 вышла книга «Развитие музыкальных способностей дошкольника в процессе музыкальных игр» [6]. В 1957 сектор художественного воспитания дошкольников, возглавляемый Ветлугиной, начал исследование «Система эстетического воспитания в детском саду», которое завершилось в 1960 Таким образом, 1957 можно считать датой рождения научной школы музыкального воспитания дошкольников, а ее основателем — Ветлугину. Система эстетического воспитания детей дошкольного возраста включала: задачи и вопросы теории эстетического воспитания, обоснование примерной программы эстетического воспитания и саму программу; содержание воспитания и обучения на занятиях по изобразительной деятельности, музыке, художественной литературе; методы развития творческой активности на занятиях и разработку вопросов эстетического воспитания вне занятий, на праздниках и развлечениях; художественное оформление детского сада.

В обосновании теории особое место отводилось вопросам развития эстетического восприятия, эстетических чувств, оценочного отношения к прекрасному и возможности приобщения детей к эстетической деятельности. Приведенная библиография давала представление об уровне разработанности теории и практики художественно-эстетической работы в детском саду на момент создания системы [16]. Особое значение придавалось взаимодействию искусств в процессе обучения.

При закладке фундамента системы эстетического воспитания детей дошкольного возраста, в нем просматривались опорные точки, на которых в последующем была выстроена теория и практика интеграции искусств в образовательном процессе детского сада. Хотя этот термин Ветлугиной не употреблялся. Современные исследователи часто используют идеи Ветлугиной, преломляя и преобразуя их в соответствии с современным уровнем развития художественного образования и науки, находя в ее трудах идеи для новых программ дошкольного образования [12]. Она указала, что развивать художественные способности нужно и можно у всех детей. Подчеркнула такие важные для эстетического воспитания дошкольников условия как художественность предъявляемых произведений искусства; развитие эстетической деятельности в различных областях окружающей ребенка жизни (труде, природе, общественных отношениях, искусстве). Предложила в качестве гипотезы классификацию эстетически-творческих способностей и их проявлений [7, 29]: — способность воспринимать и чувствовать прекрасное в природе, быту, труде, общественных отношениях, произведениях искусства. Выражается в эмоциональном отклике на прекрасное; — претворять в доступной форме элементы красивого в быт. Проявляется в стремлении заниматься эстетической деятельностью, творческой инициативе, переносе полученных умений в другие виды деятельности и т; — оценивать красивое в окружающем. Проявляется в умении различать содержание, характер, выразительные средства произведений искусства, доступных дошкольному возрасту. Указанная классификации перекликается с гипотезой развития способностей в музыкальной игре, что указывает на поиск научного решения проблемы музыкального развития в процессе обучения в детском саду.

К проблеме способностей Ветлугина будет обращаться в течение всей научной деятельности. Основной задачей специалистов дошкольного воспитания со второй половины 1950-х гстало создание новой программы воспитания для детских садов. В 1960 выходит проект, а затем и сама программа. Она основывалась на многолетнем практическом и научно-исследовательском опыте [1, 8]. В связи с тем, что ясли, принадлежавшие Министерству здравоохранения, стали переходить в ведение Министерства образования и входить в состав так называемых комбинатов, в программе впервые была предложена система воспитания и обучения детей от 2 месяцев до 7 лет.

Именно эта программа стала основой для программ последующих десятилетий. Все современные существующие и создаваемые программы прямо или косвенно используют ее опыт. Система эстетического воспитания отраженная в одноименной книге вошла составной части комплексной программы. К 1960 сложилась фундаментальная система эстетического воспитания в детском саду, включавшая все художественные виды деятельности. В 1962 опубликован труд научного коллектива под руководством Ветлугиной «Система эстетического воспитания в детском саду» (Ветлугина, П. Сакулина, Карпинская, Езикеева,.

Дзержинская, Т. Г.

Казакова), получивший первую премию Академии педагогических наук РСФСР [16].

Для вышедшей в 1962 «Программы воспитания в детском саду» под руководством Н.А. Ветлугиной стали выпускаться методические пособия. В первую очередь — сборники музыкальных произведений, входящих в рекомендуемый репертуар программы. В 1965—1966 гвышли сборники для первой и второй младших, средней, старшей и подготовительной к школе групп. Сборники ежегодно переиздавались, поэтому музыкальные руководители не испытывали затруднений в методическом обеспечении программы. В 1977 был опубликован единственный нотный сборник для работы с детьми 1—2 лет. По утверждению Ветлугиной, репертуар, рекомендованный в программе и опубликованный в сборниках, являлся примерным. Для расширения возможностей музыкального воспитания журнал «Дошкольное воспитание» регулярно публиковал новые музыкальные произведения современных композиторов. В помощь музыкальному руководителю выходили из печати тематические сборники, в том числе к праздникам и развлечениям. По материалам докторской диссертации А Ветлугиной была опубликована монография «Музыкальное развитие ребенка» (1968) [5]. Это ее основной научный труд, в котором нашли отражение основные направления деятельности за прошедшие годы. Уникальное по содержанию научное произведение, актуальное и для современных исследователей. Наибольшую научную и практическую ценность представляет разработка подходов к развитию музыкально-сенсорных способностей и формированию детского музыкального творчества (песенного и музыкально-игрового). Проведенный педагогический эксперимент является эталоном постановки опытно-экспериментальной работы, научного обоснования, практической апробации и внедрения авторской теории. Следующие годы научного творчества Ветлугина посвятила разработке прикладных вопросов музыкального воспитания в детских садах: содержанию и организации художественного творчества и самостоятельной художественной деятельности, организации и планированию музыкальных занятий и праздников, работе с композиторами, составлению методических и репертуарных сборников. С переходом к обучению в общеобразовательной школе с 6 лет, под ее руководством была подготовлена первая программа и методические рекомендации по «Музыке» для 1 класса на основе программы. Кабалевского и с учетом специфики возраста детей, ведущей деятельностью у которых является игра. В 1982 Ветлугина выступила с докладом на VI Всесоюзной научной конференции «Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательных школ». Ей доклад был посвящен модели эстетического отношения ребенка к музыке и музыкальной деятельности. По сути, доклад задал направление работы следующего поколения исследователей и вывел музыкальное воспитание дошкольников на новый уровень.

По выдвинутой гипотезе, общая модель как «определяющий фактор эстетического развития ребенка» [4], позволит управлять музыкальным развитием ребенка на основе его индивидуальных особенностей. Основным показателем развития, эстетического отношения к искусству, эстетической воспитанности и обучаемости Ветлугина назвала музыкально-творческие способности. Предложенная модель состоит из трех взаимосвязанных компонентов: «способность эмоционального сопереживания в процессе восприятия музыки», «способность к самостоятельному учению, поисковым действиям», «специально-музыкальные и творческие способности, развивающиеся в процессе усвоения способов деятельности — восприятия, исполнительства и творчества» [4]. Первый компонент — основной — обусловлен спецификой музыкального искусства. По мнению Ветлугиной, именно он стимулирует развитие музыкальных потребностей и интересов во всех видах музыкальной деятельности (восприятие, исполнение, творчество) и одновременно является показателей их наличия у ребенка. Второй — показать обучаемости, умения самостоятельно и творчески применять усвоенные знания и навыки в новых условиях. Третий компонент — музыкальные способности, для реализации которого Ветлугина уточнила структуру музыкальных способностей, понимая под ней «индивидуально-своеобразный комплекс способностей, необходимых для успешного выполнения различных музыкальных деятельностей» [4, 17]. Научно-педагогическая деятельность Натальи Алексеевны Ветлугиной нашла продолжение в исследованиях ее учеников: Акишева, Вайчене,. Дзержинской, Катинене, Комиссаровой, Э. П. Костиной, Линкявичус, О. Радыновой, М.Палавандишвили,.И. Ходьковой и др. Перечислим основные достижения научной школы Н.А. Ветлугиной: создание теории и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста; постановка целей и задач эстетического и музыкального воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с новейшими достижениями разных наук; научная разработка вопросов развития эстетических и музыкальных способностей у дошкольников в эстетической и музыкальной деятельности, критериев их выявления; разработка теории и практики музыкально-творческой деятельности дошкольников и др. Ключевое достижение научной школы Ветлугиной — методологическое и теоретическое обоснование, практическая разработка системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста (от рождения до 7 лет), внедрение ее в практику дошкольных учреждений, создание полного методического обеспечения. Учебный методический комплекс включает: специально созданный детский музыкальный репертуар и произведения классики, методические пособия для педагогов, детские музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры, систему перспективного и календарного планирования, конспекты занятий и праздников, систему диагностики развития музыкальных способностей и др. Боякова Е Преемственность подходов к стандартизации дошкольного образования (на материале музыкального воспитания) // Управление дошкольным образовательным учреждением: научно-практический журнал. — 2014. — № 8. —. 18—34. Ветлугина Модель эстетического отношения ребенка к музыке и музыкальной деятельности // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы: Сб. тезисов VI Всесоюзной научной конференции. М.: Б.и., 19815—19. 10.

Дзержинская.

Л., Комиссарова Ветлугина: ученый-теоретик, виднейший специалист в области музыкального воспитания (1905 — 1995) // Дошкольное воспитание. — 199— № 7. 69—71Зацепина М. Роль Ветлугиной и Кенеман в становлении и развитии теории художественного и эстетического воспитания детей // Современное дошкольное образование: теория и практика. — 2009. — № 23—21Лыкова Художественный образ как обобщение (интеграция продуктивной и познавательной деятельности дошкольников) // Педагогика искусства: сетевой электронный журнал. — 2008. — № — URL: www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/lykova_irina_aleksandrovna_0.pdf. 1Разумный Наталья Алексеевна Ветлугина [Электронный ресурс] // О современниках [сайт Разумного]. — URL: www.razumny.ru/vetlugina (дата обращения: 12.02.2017). Музыкальное занятие как основная форма организации процесса музыкального обучения дошкольников.

Первухина Любовь Алексеевнабогатства общества. Ее идейно-эстетическое и воспитательное влияние на человека огромно.

Отсюда огромна социальная значимость и эффективность функционирования музыкального ге^^^^й !р1\/1узыка как средство воспитания с древних времен в большей или меньшей мере использовалась во всех педагогических системах. В развитии музыкальной культуры и образования внимание обращается главным образом на возможности, пути и средства формирования личности посредством музыки. Музыка всех эпох и народов, разнообразных жанров и видов, народная, классическая и современная, легкая и серьезная должна удовлетворять запросам личности и общества в целом. Важно, чтобы у людей был иммунитет против дурной, безвкусной, вредной для здоровья музыки. Ум и сердце каждого должны быть открыты для музыки. Только гармония ума и сердца способна противостоять пошлости и духу разрушения. В руках музыканта-педагога действенное могучее средство формирования этой гармонии- музыка. Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для ребенка дошкольного возраста. Музыка способствует развитию в ребенку интеллекта, ощущений правды и красоты жизни, воспитанию добрых чувств, расширению кругозора, формированию его духовного мира и творческого потенциала. Музыка- самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе. Без музыки невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Она способна пробудить энергию мышления даже у самых инертных детей. Разносторонне развитой, цельной можно назвать такую личность, у которой одинаково развиты эмоциональные и интеллектуальные реакции. Гармония ума и сердца- вот конечная цель воспитания современного человека. Роль музыки здесь очень велика,- отмечал. Кабалевский.

Кроме того, музыка развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки. Музыка, музыкальная деятельность детей в детском учреждении- источник особой детской радости.

Ребенок открывает для себя музыку как удивительное чудо, которое может рассказать ему о многом : о красоте природы, о красоте человека, его переживаниях, чувствах, мыслях. Самое главное в усилиях взрослых- не обучение музыке, а воздействие через неё на духовный мир ребенка. Не приобретение знаний, умений навыков важно, а устойчивый интерес к музыке, эмоциональная отзывчивость на неё, развитие творческой активности в процессе различных видов музыкальной деятельности. Цель музыкально-эстетического воспитания очевидна : без натаскивания и муштры, естественно и непринужденно, создавая активный интерес к музыке, обеспечивая положительные эмоции, через красоту музыки найти путь к доброму сердцу и раскрыть в каждом ребенке его творческий потенциал и духовные силы. специально организованного учебно-образовательного процесса, который осуществляется в разнообразных формах, Как известно, основной формой музыкального обучения дошкольников в детском саду является музыкальное занятие. В процессе музыкальных занятий педагогом осуществляется большая воспитательная работа, формируется творческое отношение к музыке и музыкальной деятельности. Благодаря проведённым научным исследованиям, а также опыту, накопленному практикой, методика организации и проведения музыкальных занятий в условиях дошкольных учреждениях достаточно хорошо разработана. Существенный вклад в развитие вопросов музыкального обучения и воспитания дошкольников внесли исследований профессора Ветлугиной и ее учеников (И Катинене, Вейчене, Комиссаровой, М. Ю. Викат, М Медведевой, О. Радыновой и др., в которых велся активный поиск новых форм и методов обучения детей на музыкальных занятиях.

Музыкальные занятия имеют свою специфику. Они отличаются от других занятий прежде всего своей структурой. В неё входят сразу несколько видов музыкальной деятельности ; слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, ознакомление с элементами музыкальной грамоты. Музыкальные занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка. Они объединяют детей общими эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, способствуют формированию основ музыкальной культуры. • устанавливать преемственность развития музыкальных произведений, приобретении необходимых знаний, навыков, умений; Структура музыкального занятия зависит от содержания музыкального материала.

Последовательность видов деятельности в занятии может быть различной.

Т. е. структура музыкального занятия должна быть вариативной.

Её эффективность зависит от : вы дел я ются-лфронта льны е^за н ятия (объедини ющихея-на занятии,- выделяются фронтальные занятия (объединяющие одну возрастную группу, занятия с подгруппами детей (по 4-7 чел., индивидуальныНа каждом из этих типов занятий могут решаться как общие задачи музыкального развития, так и специфики-. К внутренним элементам относится всё, что связано с художественным познавательным процессом (т. процесс восприятия музыки и характер усвоения музыкального материала). К внешним элементам- всё, что в условиях занятий способствует проявлению внутренних действий (репертуар, виды музыкальной деятельности, их последовательность, методы и приемы обучения). При этом все элементы тесно взаимосвязаны. Применение разнообразных типов музыкальных занятий в определенной системе позволяет сделать процесс музыкального воспитания дошкольников более эффективным. Этот тип занятия является наиболее распространенным и хорошо известным педагогам. Традиционное занятие призвано решать сразу несколько учебно-образовательных задач. В структуре такого занятия фигурируют сразу все или почти все виды музыкальной деятельности. Последовательность их, как уже отмечалось выше, может быть различной. Традиционные занятия позволяют, экономно используя время, приобщить детей к разным видам музыкальной деятельности, учитывая тем самым различные интересы и потребности ребенка. Во время этих занятий хорошо учитываются психологические особенности дошкольников, их быстрая утомляемость и необходимость переключения с одного вида деятельности на другой. Всё это создает такие условия для проведения занятий, при которых дети мало устают, занимаются с большим интересом и желанием. Использование традиционных занятий обеспечивает систематичность в обучении, постепенность, последовательность в усвоении учебного материала, в освоении детьми определенных навыков и умений, равномерность в усвоении материала по всем видам музыкальной деятельности. У традиционного занятия много достоинств, однако, оно не дает педагогу возможность в полной мере реализовать все задачи музыкального воспитания. Слишком частое применение лишь одного этого типа занятий снижает интерес детей и их активность, делает процесс обучения стереотипным, тормозит творческие проявления детей. В переводе с латинского это слово означает «господствующий». В структуре данного типа занятий господствует или преобладает какой-либо один вид музыкальной деятельности. Используется этот тип занятий для преодоления отставания детей в том или ином виде музыкальной деятельности. При разработке доминантных занятий следует исходить из необходимости активизации музыкального развития детей и целенаправленного развития навыков в конкретной виде музыкальной деятельности. Тем не менее, в таком занятии всегда будет иметь место восприятие музыки. Кроме того, могут привлекаться и другие виды музыкальной деятельности, если это необходимо для реализации поставленных задач. Так, например, в доминантном занятии, где преобладающей является певческая деятельность, может быть предложено задание по драматизации знакомой песни или могут использоваться детские музыкальные инструменты для исполнения детьми знакомых полевок, передачи их ритмического рисунка и т Использование таких занятий способствует коррекции отставаний детей в тех или иных видах музыкальной деятельность. Этот тип занятий позволяет осуществлять учебный процесс целенаправленно, выделяя более узкую педагогическую задачу и достигать положительных результатов. Отличительной чертой структуры тематических музыкальных занятий является то, что здесь музыкальный материал по всем видам музыкальной деятельности объединен единой темой. Такой тип занятий дает возможность сконцентрировать внимание детей на одной теме в процессе всего занятия. Активность детей при этом значительно повышается. Тематика занятий может быть различной. Тема может быть связана с явлениями окружающей действительности, например, с природными явлениями («Золотая осень», «Осенины», «Зимушка-зима», «Подснежники», «Прилет птиц»).

Выбор тем подсказывают текущие события (например, к юбилею Пушкина- «Пушкин и музыка », «Знакомство с творчеством. Прокофьева» и т). Темы посвящены особенностям музыкальной речи, музыкального языка. Тема тесно связана с особенностями самой музыки- жанровыми особенностями, формой, средствами выразительности и т («Громкотихо», «Высоко-низко», «Что такое марш», «Три жанра в музыке », «О чем и как рассказывает музыка », «Слушаем, танцуем, поем вальс», « Музыкальные загадки », «Что такое танец»). Это занятия, на которых общая воспитательная задача реализуется средствами нескольких видов художественной деятельности- художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, театральноигровой, художественно-продуктивной- ручной труд, конструированиВ какой-то мере комплексные занятия позволяют реализовать идею комплексного подхода к музыкальному воспитанию дошкольников. Структура комплексных занятий, как и структура тематических занятий, определяется одной выбранной педагогом темой. Однако, в отличие от тематических, на комплексных занятиях тема раскрывается средствами разных видов искусства. Все виды художественной деятельности детей на таком занятии объединены общей темой, единым художественным образом. Это позволяет детям осознать, что один и тот же образ или явление можно выразить разными художественными средствами. Например, образ весны можно почувствовать и в музыке Чайковского или Грига, в стихах Тютчева, Фета, в животных полотнах Саврасова и других художников. Всё это помогает ребенку более осознанно воспринимать художественные произведения. Тематика комплексных занятий может быть самой разнообразной. Это и наблюдения за изменениями в природе («Осень- перемен восемь», «Весну закликаем», «Составим книгу о Зиме», и углубленное знакомство с творчеством композитора, поэта («Болдинская осень», «Есенинские осенины», «Сказка в музыке Чайковского и т.

п.») и изучение народных промыслов («Кружевные сказки», «Незабудковая гжель», и знакомство с народными обрядами, традициями («Сороки», «Апрель-снегогон» и др.). На таких занятиях дети поочередно занимаются чтением стихов, пением, движениями под музыку, рисованием и т Комплексные занятия увлекают детей, активизируют их деятельность, создают благоприятное эмоциональное поле и способствуют развитию самостоятельности, творческого мышления. Педагог сам должен планировать проведение тех или иных типов музыкальных занятий в соответствии с учебно-воспитательными задачами, возрастом детей и особенностями каждой конкретной группы, а также уровнем общего и музыкального развития детей.

В условиях системы музыкальных занятий различных типов дети достигают значительно лучших результатов, чем в условиях традиционного подхода. Применение занятий различных структур дает возможность более гибко строить учебный процесс, учитывая уровень развития детей, степень освоения ими программного материала, а также осуществлять индивидуально-дифференцированный подход. Всё это позволяет преодолеть излишнюю заорганизованность к формализм в построении музыкальных занятий, дает возможность самим педагогам творчески отнестись к организации педагогического процесса. Ветлугина Н, Кенеман «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду». М., «Просвещение», 1983«В гостях у сказки». Квест-игра как форма организации образовательного процесса ДОУ в рамках реализации ФГОС Квест-игра как форма оргнизации образовательнго процесса ДОУ в рамках релизации ФГОС ДО. Конспект квест-игра «В гостях у сказки» с помощью.

Эффективный урок как основная форма обучения в школе Эффективный урок как основная форма обучения в школе «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легчКонспект ООД «Акция, как новая форма организации познавательной деятельности старших дошкольников» Конспект ООД «Акция, как новая форма организации познавательной деятельности старших дошкольников» Подготовительная к школе группа. (логопедическая). Квест-игра как форма экологического обучения и воспитания дошкольников Молчанова Алена Вячеславовна МА ДОУ «Детский сад №9».

Визинга В связи с реализацией федерального стандарта в дошкольном образовании.

Лэпбук, как инновационная форма организации учебной и игровой деятельности дошкольников Лэпбук как инновационная форма организации учебной и игровой деятельности дошкольников Сегодня нам, воспитателям, приходится искать новыЛэпбук как новая форма обучения дошкольников В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) педагогу приходится искать. Мастер-класс «Квест-игра как форма организации образовательной деятельности дошкольников» Мастер-класс проводимый в рамках конкурса «Воспитатель года 2018» Сегодня я хочу поделиться с вами замечательной идеей, как сделать образовательный. Непосредственная образовательная деятельность как основная форма организации экологического образования старших дошкольников Цель исследования: разработать педагогическую модель НОД по экологии для старших дошкольников и экспериментальным путем проверить его эффективность. Непосредственно образовательная область как основная форма обучения в детском саду Непосредственно образовательная деятельность (НОД) — главная и ведущая форма обучения детей в детском дошкольном учреждении. НОД проводится. Занятие по изодеятельности как форма организации познавательно-эстетической и художественно-творческой деятельности Занятие по изобразительной деятельности, как форма организации познавательно — эстетической и художественно — творческой деятельности ребенка.

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

криптопро pdf 2 0 серийный номер

бізнес-курс англійської мови і.с.богацький н.м.дюканова 1998

уроки музыки для детей донотный период нотная грамота белованова маргарита евгеньевна

презентация на тему умови збереження психічного та фізичного здоровья дошкільників

dasan h660rw инструкция на русском